Межевальщик – лицо государственное
Во времена правления Елизаветы Петровны (1741-1761) вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного (валового) межевания. Однако, не успев начаться, эта затея окончилась неудачей. Основная причина – отсутствие квалифицированных кадров.
В то же время в эти годы была утверждена «Инструкция межевщикам» (1754 г.). При выполнении работ впервые юридическая сторона была строго отделена от технической: межевальщик заведовал юридической частью дела, а геодезист, находящийся при нем, выполнял измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялась полевая межевая книга и межевые планы.
Согласно инструкции, сплошное и чересполосное землевладение должно было исчезнуть принудительно даже при безоговорочном владении землей. Этим обеспечивалось создание компактных участков, которые находились у конкретного землепользователя.
С межеванием по инструкции 1754 года связано и возникновение первых специализированных учреждений, занимающихся исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве – губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии.
Профессия межевальщика в те времена была не только очень важной, но еще и рискованной. Императрица дала землемерам неограниченную власть при исполнении земельных законов и ввела смертную казнь за посягательство на их жизнь. В одном из царских указов находим такие строки: «… многие… земли прежде были не межеваны, те межи и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства…».
К слову, регистрацию земельных наделов времен казачества вели так званые «выписывальники», которые не просто регистрировали собственность на землю, но и выписывали, рисовали схемы земельных наделов.
Межевыми знаками того времени уже были не столбы, а курганы, «прямые линии», речки, разные знаки и даже определения, например, сколько времени нужно, чтобы проехать от одной точки до другой.