Столыпинская реформа
К концу 70-х годов XVIII в. земельные дела находились в ведении различных органов власти и управления. На высшем уровне это были Правительствующий Сенат, Межевая часть и Межевая канцелярия. На местном уровне межевые вопросы решали губернские чертежные конторы; являющиеся отделением губернских правлений, а кроме того межевые конторы и межевые комиссии (посреднические комиссии), ведающие производством региональных межеваний (Закавказье, Малороссия, Башкирия).
Вплоть до XIX века землевладение, будучи наиболее консервативной сферой социально-экономических отношений, сохраняло феодальный характер.
Во второй половине XIX века территория Российского государства насчитывала свыше 2 млрд. га земель. Но при этом освоены они были плохо, культура землевладения являлась очень низкой. Развитие сельского хозяйства сдерживало крепостное право. Поэтому обострение классовой борьбы, сопровождавшееся выступлениями крестьян против помещиков, вынудило царское правительство пойти на отмену крепостного права.
Аграрный кризис, вызванный реформой 1861 года, малоземелье крестьян, и полное их обнищание определили новый поворот в земельной политике. Правительство перешло от традиции охраны общины к ее разрушению путем насаждения индивидуальной собственности на надельные земельные участки. С развитием капитализма сословное феодальное землевладение постепенно сменялось буржуазным.
В 1891 году Александр ІІ утвердил проект «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», на основании которого каждому поселку отводился душевой надел в общественное пользование. Крестьяне имели право выкупать эти земли с помощью правительственных займов, однако по ценам, значительно превышающим их рыночную стоимость. В связи с этим правительство компенсировало помещикам выкупную сумму, а крестьяне были обязаны оплачивать этот долг казне с процентами в течение 49 лет.
В процесс отвода земельных участков начали включать не только обозначение границ, но и работу по всем землевладениям и землепользованиям, даже с их системами, отраслями хозяйств, а также расселение, производство, всю инфраструктуру (дороги, прогоны для скота, водопои и т.д.). Землеустройство приобрело политическую направленность, стало решать вопросы, связанные с созданием и упорядочиванием землевладений и землепользований, новых сельских хозяйств, формированием населенных пунктов и т.д.
Несмотря на то, что конец XIX – начало XX века характеризуется бурным ростом промышленного производства, в аграрном секторе сохраняются средневековые отношения. Именно в это время стартовала Столыпинская реформа (1906-1911). Для ее реализации были организованы губернские комитеты из дворян для обсуждения сути.
С началом ее реализации термин «землеустройство» стало широко входить во все сферы общественной деятельности – политику, образование, науку, экономику.
С развитием капитализма земельные отношения стали приобретать все более регулярный характер, и были направлены не только на укрепление прав земельной собственности (как в средние века), но и на организацию рационального использования земель. В связи с развитием техники, социально-экономических отношений и появлением многообразия форм собственности на землю появилась постоянная потребность в проведении землеустроительных и земельно-кадастровых работ.
Для развития товарного сельского хозяйства правительство П.А. Столыпина организовало мероприятия по устранению внутрисемейной чересполосицы, которое образовало хутора и известные «отрубы», с целью ликвидации общинного крестьянства.
Разделение земли на хутора и отрубы позволялось даже при условии, если этого требовала только пятая часть хозяев. По закону каждый, кто получал землю в личную собственность, мог ею свободно распоряжаться: дарить, закладывать, продавать, завещать.
Техник и методик межевания для выполнения этих работ явно не хватало. Если до 1906 года основным видом землеустроительных работ было межевание землевладений и землепользований и их техническое оформление, то с начала столыпинской реформы эти работы начали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами. Причем все эти действия должны были выполняться с учетом качества и местонахождения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокосы, сад, а также требований о создании компактных землепользований и землевладений, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания, вкрапления и других недостатков. Их цель – создание устойчивых сельских хозяйств и сельскохозяйственных имений с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями, правильно выполненными культурно-техническими мероприятиями.
В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основе которых после их согласования и утверждения проводился раздел общинных земель, упорядочивание хуторов и отрубов, переселения крестьян.
В результате столыпинской реформы крестьянам было передано 58 процентов сельскохозяйственных земель.
Что касается землеустройства, то в этот период велись работы по устранению недостатков землепользования, разделялись крупные землевладения поселений, ликвидировалась мелкополосица.
В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после их согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.
Действие Столыпинского землеустройства было постепенно распространено не только на крестьянские надельные земли, но и на все крестьянские земли вообще, в том числе и купленные, т. е. вненадельные, а затем и на все вообще землевладение крестьянского типа независимо от сословного происхождения владельцев этих земель.
Устройство хуторов и отрубов в годы Столыпинской реформы происходило путем добровольного или принудительного разверстывания надельной крестьянской земли на старопахотных землях, а кроме того в процессе переселения крестьян в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан). Переселение крестьян было частью аграрной реформы
Стоит отметить, что данные работы требовали больших денежных средств, должны были выполняться квалифицированными специалистами, знающими не только правовую и техническую, но и экономическую, организационно-хозяйственную, природоохранную стороны землеустройства. По этой причине слова «межевой инженер» все чаще стали заменяться словами «инженер-землеустроитель», а понятия «межевание», «землемерия» понятием «землеустройство».
Столыпинская реформа привела российское сельское хозяйство к определенным успехам. Шире стали применяться новые машины и орудия груда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади культур. Если в первые годы реформы рост производства сельскохозяйственной продукции был незначительным ввиду коренной ломки хозяйства, то впоследствии он существенно ускорился.
В 1913 году территория России составляла 2 млрд. 230 млн. га. Такого рода большое земельное хозяйство требовало кардинальных землеустроительных мер по управлению земельными ресурсами и организации их рационального использования. При этом начатые в 1906 г. перемены по изменению земельных отношений были прерваны Первой мировой войной.
Кроме прочего реформа не решила всех проблем сельского хозяйства и к тому же обострила социальные противоречия в деревне. Первая мировая война усугубила тяжелое положение крестьян, что в немалой мере способствовало свершению социалистической революции.
Нажимом большинства крестьян недовольных землеустройством, землеустроительные комиссии Постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля) 1917 г. были ликвидированы, а выделение хуторов и отрубов прекращено.