Землеустройство на этапе перехода к рыночной экономике
К началу 1990 г. в стране была ᴄᴫᴏжена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель и повышению их плодородия.
Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных областях, автономных округах, краях и областях, городах и районах.
Постановлением Совета Миʜᴎϲтров РСФСР от 18 января 1991 г. была утверждена республиканская Программа проведения земельной реформы, в которой предусматривалось организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение земельной реформы, а 25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.
Кодексом определены сущность и правовой статус различных форм и видов собственности на землю, владения и пользования землей. Предстоял большой объем работ по перераспределению земель, переходу к рыночной экономике и методам управления земельными ресурсами.
Основным заданием Постановления Верховного Совета Украинской ССР «О земельной реформе» от 18 апреля 1990 года №563-XII, кроме перераспределения земель с одновременной передачей их в частную и коллективную собственность, а также в пользование предприятиям, учреждениям и организациям с целью создания условий для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.
Таким образом, ликвидация монополии государственной собственности на землю, приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов с целью формирования эффективного сельскохозяйственного производства на основе частной собственности на землю стало основной задачей реформы в России и Украине.
Земельные кодексы обоих государств после распада СССР провозгласили ряд основополагающих принципов, легших в основу всех принимаемых актов земельного законодательства. Среди них: равенство и гарантия прав различных форм собственности на землю, платность использования земли, охрана земли и окружающей среды, единство земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, определение правового режима земель, исходя из их целевого назначения.