Дерегуляция и улучшение инвестиционного климата – первоочередные задачи развития различных отраслей права
29-30 октября текущего года в столице Донецкой Народной Республики прошел Международный инвестиционный форум с целью улучшения инвестиционного климата и развития внешних экономических и деловых связей Республики с иностранными государствами. В течение двух дней Донецк посетило около 250 гостей из 17 стран (Российская Федерация, Луганская Народная Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Сирийская Арабская Республика). Результатом проведения форума стало подписание ряда международных договоров, которые помогут привлечь инвестиции в Донецкую Народную Республику для успешного развития экономики, инфраструктуры, промышленной зоны, сферы образования и прочего.
В работе форума было задействовано 8 площадок, включающие в себя такие направления, как экономический потенциал, формирование благоприятного инвестиционного климата, сотрудничество в сфере АПК, научно-образовательный потенциал, экологическое развитие и т.д.
В работе секции «Сотрудничество в сфере АПК: инвестиции и кооперация» приняли участие представители Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР, ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия», ООО «Центр экономического взаимодействия республик» (Республика Крым), Администрации города Макеевка, а также председатель Госкомзема ДНР Наталья Сигитова, которая ознакомила присутствующих с использованием земельного фонда Республики, а так же о роли норм законодательства способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата.
В частности, во время своего выступления она отметила, что Донбасс является старопромышленным и наиболее урбанизованным регионом, который до распада СССР входил в десятку наиболее промышленно развитых регионов мира. Однако, несмотря на это в структуре земельного фонда Республики сельскохозяйственные угодья занимают 71% от общей площади территории, при этом площадь пашни составляет 79% от общей площади сельскохозяйственных угодий (0,23 га пашни на 1 человека), что характеризует высокую освоенность территории, 83% пашни находится в частной собственности, среди почв преобладают черноземы обыкновенные и среднегумусные. Преимуществом для потенциальных инвесторов является развитая дорожная сеть региона, а также уникальное административно-территориальное устройство, сложившееся еще во времена Советского Союза, — наличие земель сельскохозяйственного назначения в границах городов республиканского значения. Именно благодаря развитой транспортной инфраструктуре и стабильной работе совхозов, производивших овощную и молочную продукцию, обеспечивалась ее бесперебойная «экспресс-доставка» конечному потребителю.
В докладе было отмечено, что к числу основных факторов, формирующих благоприятный инвестиционный климат, относится безусловно и нормативная база, в которой действует инвестор, сбалансированное налогообложение и наличие льгот для капиталоемких видов деятельности, минимизация рисков и обеспечение государством гарантий защиты инвестиций в правовом поле, а также озвучены предложения по улучшению нормативной правовой базы.
Так, в Республике в сфере регулирования земельных отношений действуют Законы Донецкой Народной Республики «О фермерском хозяйстве», «О личном крестьянском хозяйстве», Указ Главы Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации производных вещных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения», Временный порядок предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2015 г. №17-15 (с изменениями), Временный порядок ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2015 г. №17-16 (с изменениями), а также нормативные правовые акты в сфере регулирования земельных отношений, действовавшие до принятия Конституции Донецкой Народной Республики (Земельный кодекс Украины, Законы Украины «Об аренде земли», «О землеустройстве», «Об охране земель» и др.), применяемые в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и Временным порядкам.
Кроме того, на сферу регулирования земельных отношений непосредственной влияние оказывают нормы Законов Донецкой Народной Республики «О налоговой системе», «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)».
Следует отметить, что среди норм земельного законодательства, направленных на недопущение неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, обеспечение продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики с учетом сложившейся ситуации, является уникальная норма, которая предусмотрена возможность передачи неиспользуемых собственниками и землепользователями земельных участков сельскохозяйственного назначения сельхозпроизводителям в аренду до момента обращения собственников (землепользователей). Благодаря этому местными администрациями районов и городов республиканского значения передано в аренду более 2300 гектар неиспользуемых земель (заключено 295 договоров аренды земли).
Кроме этого, в Республике имеется возможность предоставления земельных участков сельхозпроизводителям без разработки землеустроительной документации (при наличии сведений о земельном участке в Государственном земельном кадастре и землеустроительной документации). Таким образом, начиная с 1 сентября 2018 года Госкомземом ДНР, передано в пользование без разработки землеустроительной документации 47% земель сельскохозяйственного назначения от общей площади переданных Госкомземом ДНР земель. Это уменьшило финансовую нагрузку при оформлении сельскохозяйственными товаропроизводителями прав на земельные участки и позволило оформить права на земельные участки в срок от 1-го до 2-х месяцев с даты поступления ходатайства о передаче земельного участка.
Среди норм, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата, является норма о первоочередном праве на получение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения государственной и муниципальной собственности для ведения товарного сельскохозяйственного производства государственными и муниципальными сельскохозяйственными предприятиями, а также иными субъектами хозяйствования, специализирующимися на выращивании многолетних культур, овощей и животноводстве, в том числе разведении домашней птицы, во взаимосвязи с нормой налогового законодательства, предусматривающей льготу по плате за землю за земельные участки сельскохозяйственного назначения для предприятий всех форм собственности и фермерских хозяйств, занятых молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения.
Однако необходимо признать, что на сегодняшний день в Республике остается нерешенными ряд проблемных вопросов, которые являются следствием земельной реформы, проводимой на Украине и ее незавершенностью, среди них раздробленность и мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, действующей на протяжении 20 лет. Вместе с тем, отдельные нормы и ограничения (срок аренды, площадь земельных участков), существующие в законодательстве Республики, должны и могут быть решены в ближайшее время.
Сейчас в Республике идет активная работа по формированию и совершенствованию земельного законодательства, в том числе, относительно увеличения срока аренды земельных участков. На сегодняшний день максимальный срок аренды в Республике составляет 10 лет, в том числе под объектами недвижимого имущества, которые находятся в собственности физических и юридических лиц. С целью создания благоприятного инвестиционного климата предлагается установить срок краткосрочной аренды на уровне 5 лет, долгосрочной – не более 50 лет. При этом при передаче в аренду земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производственного и фермерского хозяйства срок аренды предлагается установить с учетом периода ротации основного севооборота для нашего региона — не менее 7 лет. Это послужит основанием для вложения инвестиций, в том числе в строительство новых и восстановление оросительных систем, теплиц, закладка многолетних насаждений, развитие животноводства, внесение удобрений, внедрение научно обоснованных оптимальных соотношений сельскохозяйственных культур в севооборотах, повышение плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур.
При подготовке предложений, был учтен зарубежный опыт законодательства других стран. Так, в Российской Федерации минимальный срок аренды земельных участков – 3 года, максимальный – 49 лет, в Украине – 7 лет и 50 лет соответственно, в Республике Беларусь – 10 лет и 99 лет, в Германии – 18 лет – минимальный срок аренды, 99 лет – максимальный, в Шотландии – максимальный срок аренды – 175 лет, в Казахстане – 49 лет.
В настоящее время Комитетом Народного совета по сельскому хозяйству и земельным ресурсам Донецкой Народной Республики при участии представителей Госкомзема Донецкой Народной Республики, Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики ведется активная работа по разработке Земельного кодекса Донецкой Народной Республики и внесению изменений в действующие нормативные акты Донецкой Народной Республики, в частности в Законы Донецкой Народной Республики «О личном крестьянском хозяйстве», «О налоговой системе».
Также идет разработка проектов Законов Донецкой Народной Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О фермерском хозяйстве» (в новой редакции), которым, в частности, предполагается снять ограничения максимальной общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в аренде фермерских хозяйств.
Во время выступления одним из гостей от Российской Федерации был освещен опыт Российской Федерации о прекращении прав на земельные участки и последующего их предоставления в безвозмездное пользование для фермерских хозяйств, а также задан вопрос об основаниях прекращения прав на земельные участки в Республике. На данный вопрос докладчица ответила, что исчерпывающий перечень оснований для прекращения прав в том числе в принудительном порядке урегулирован Земельным Кодексом, Законом «Об аренде земли» применяемым в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики, а также Временным порядком предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2015 г. №17-15 (с изменениями).
Также даны пояснения участникам относительно договоров аренды земли, заключенных собственниками с юридическими лицами — нерезидентами, в частности ДП «Ильич-Агро». Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики временным администратором ДП «Ильич-Агро» назначена Государственная корпорация «Аграрный Донбасс», которая наделена обязанностями по выполнению условий заключенных договоров, а также полномочиями по внесению изменений в действующие договора аренды, а также их расторжению.
В конце выступления было акцентированно, что на инвестиционный климат влияет не только земельное законодательство, а совокупность факторов, имеющий многоуровневый многоотраслевой характер, в том числе, нормативная правовая база, комплексно регулирующая вопросы ведения бизнеса различных сфер правового регулирования.