Об особенностях регулирования земельных отношений в связи с вхождением Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации

01 ноября 2022

4 октября текущего года вступил в силу Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российский Федерации нового субъекта – Донецкая Народная Республика» (далее – 5-ФКЗ).

Статьей 4 данного Закона установлено, что на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (с 4 октября текущего года) действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российский Федерации, если иное не предусмотрено 5-ФКЗ. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода (1 января 2028 года) или до принятия соответствующих нормативных правых актов Российский Федерации и (или) нормативных правых актов Донецкой Народной Республики. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Таким образом, на территории Донецкой Народной Республики при регулировании земельных отношений применяются, в частности:
— Земельный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ;
— Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ;
— Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ;
— Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ;
— Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ;
— Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»;
— Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.22 N П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в формате документа на бумажном носителе».

С указанными законами и другими нормативными–правовыми актами Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте Государственного комитета по земельным ресурсам Донецкой Народной Республике во вкладке «Нормативная правовая база».

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Особенности регулирования отношений в сфере оборота недвижимости на территории Донецкой Народной Республики установлены статьей 21 5-ФКЗ. Так, согласно части 1 статьи 21 5-ФКЗ до 1 января 2028 года на территории Донецкой Народной Республики нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть установлены особенности регулирования:

земельных отношений, отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности и кадастровых отношений, государственной кадастровой оценки, землеустройства (за исключением охраны, использования и оборота земель, право федеральной собственности на которые возникает в силу федерального закона) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, имущественных отношений, включая оборот земель, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.

Особенности регулирования отдельных отношений (сфер законодательства), указанные в части 1 статьи 21 5-ФКЗ, могут предусматривать, в том числе:

1) особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в части получения заинтересованными лицами разрешений, согласований и заключений, необходимых для определения возможности использования предоставляемого земельного участка в соответствии с устанавливаемым разрешенным использованием и целевым назначением;

2) сроки выполнения процедур, осуществляемых при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отличные от сроков, установленных законодательством Российской Федерации;

3) случаи перевода земельных участков из одной категории в другую без принятия решения уполномоченного органа о таком переводе;

4) порядок определения и (или) изменения видов разрешенного использования земельных участков;

5) виды объектов, в отношении которых не устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории;

6) основания для изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд и особенности расчета возмещения убытков правообладателям таких участков и (или) иных объектов недвижимости в связи с их изъятием;

7) основания для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;

8) особенности возмещения убытков в связи с ограничениями прав на землю и (или) иные объекты недвижимости, с изъятием земельных участков и (или) иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Отдельно обращаем внимание, что пунктом 5 части 1 статьи 12 5-ФКЗ установлено, что на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено 5-ФКЗ либо не вытекает из самих документов или существа отношений, документы, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, в том числе документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики, подтверждающие возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на такое имущество, обременение такого имущества, выданные государственными и (или) иными официальными органами Донецкой Народной Республики и (или) удостоверенные нотариусами Донецкой Народной Республики, а также выданные органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины (если документы на такое имущество не выданы государственными и (или) иными официальными органами Донецкой Народной Республики и (или) не удостоверены нотариусами Донецкой Народной Республики или не выданы органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации).

Согласно части 2 данной статьи 5-ФКЗ документы, указанные в пункте 5 части 1 статьи 12 5-ФКЗ, выданные до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, представляются до 1 января 2028 года для государственной регистрации соответствующих прав, ограничений и обременений органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Особенности признания на территории Российской Федерации и действия указанных документов, в том числе при совершении сделок, могут быть установлены федеральным законом (часть 3 статьи 1 5-ФКЗ).