Оказание методической помощи в установленных сферах деятельности – одно из приоритетов Госкомзема ДНР
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 03.03.2020 №42 «О наделении полномочиями» до законодательного урегулирования правовых основ деятельности органов местного самоуправления, в целях нормативного правового регулирования полномочий местных администраций в сфере земельных отношений администрации районов и городов республиканского значения наделены полномочиями по обмену нераспределенными (невостребованными) земельными участками для ведения товарного сельскохозяйственного производства на равноценные земельные участки из земель запаса государственной или муниципальной собственности для государственных нужд, а также по изменению целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, за исключением земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства и фермерского хозяйства; земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства.
Указы Главы Донецкой Народной Республики, восполняющие пробелы в сфере регулирования законами, согласно части 4 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах», не обладают юридической силой закона и действуют до принятия соответствующих законов.
Следует отметить, что вопросы, связанные с распоряжением нераспределенными (невостребованными) земельными участками для ведения товарного сельскохозяйственного производства и изменением целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, а также случаи, при которых могут быть изъяты земельные участки для государственных нужд, обеспечение государством гарантий прав на земельные участки, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, и другие вопросы, связанные с реализацией данных полномочий, которыми наделены местные администрации, урегулированы законодательством Донецкой Народной Республики, а также земельным законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяемом в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики и пункту 11.2 Временного порядка предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2015 года №17-15 (далее – Временный порядок), и пункту 12.2 Временного порядка ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2015 года №17-16, в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и Временным порядкам. Вместе с тем, отсутствие во Временном (типовом) положении о местных администрациях Донецкой Народной Республики, утвержденном Указом Главы Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 года № 13, полномочий создавали неоднозначность при правоприменении данных норм и, соответственно, трудности у собственников земельных участков, изъявивших желание изменить их целевое назначение, тем самым ограничивая их права, а также при предоставлении уполномоченными органами Донецкой Народной Республики земельных участков, необходимых для государственных нужд за счет нераспределенных (невостребованных) земельных участков.
На сегодняшний день согласно законодательству Донецкой Народной Республики, земельные участки на территории Республики передаются только в пользование – постоянное пользование государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям; общественным организациям и предприятиям (объединениям), учреждениям инвалидов; религиозным организациям, иным субъектам хозяйствования и физическим лицам земельные участки передаются и в аренду.
Вместе с тем, обращаем внимание собственников земельных участков, что в Донецкой Народной Республике право частной собственности охраняется законом, право наследования гарантируется. Кроме того, частью 4 статьи 3 Закона Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений) установлено, что вещные права на недвижимое имущество, в том числе право собственности на земельные участки, возникшее у физических и юридических лиц до вступления данного закона, и приобретенное способом, не противоречащим законодательству Донецкой Народной Республики, если государственная регистрация прав на них была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, признаются действительными и не подлежат государственной регистрации в органах государственной регистрации вещных прав в соответствии с данным законом. Таким образом, документами, подтверждающими право собственности на земельный участок, являются зарегистрированные и выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, государственные акты на право собственности на земельный участок и государственные акты на право частной собственности на землю, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, извлечения о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Изменение целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, согласно части 3 статьи 20 Земельного кодекса Украины, применяемого в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики и пункту 11.2 Временного порядка, в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и Временному порядку, осуществляется по инициативе собственников земельных участков.
Изменение целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, согласно Распоряжению Главы Донецкой Народной Республики от 8 июня 2017 года № 160 «Об утверждении Порядка разработки и применения градостроительного обоснования размещения объектов строительства при предоставлении и изменении целевого назначения земельных участков для градостроительных целей на переходный период», осуществляется на основании землеустроительной документации (проектов землеустройства по отводу земельных участков), разработанной с учетом утвержденного градостроительного обоснования размещения объекта строительства с соответствующими условиями и ограничениями застройки земельного участка.
Перечень государственных нужд в Донецкой Народной Республике установлен законами Донецкой Народной Республики «О государственной границе Донецкой Народной Республики», «Об обороне», «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике».
С целью оказания методической помощи администрациям районов и городов республиканского значения при реализации ими полномочий, предоставленных данным Указом, а также органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для государственных нужд за счет нераспределенных (невостребованных) земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства; физическим и юридическим лицам — собственникам земельных участков, изъявивши желание изменить целевое назначение земельных участков; субъектам хозяйствования, которые получили лицензии на проведение землеустроительных работ, Госкомземом ДНР разработаны Методические рекомендации, которые 11 марта текущего года рассмотрены и одобрены на заседании научно-технического совета Госкомзема ДНР – консультативно-совещательного органа, в состав которого входят не только специалисты Госкомзема ДНР и его территориальных органов, но и высококвалифицированные специалисты предприятий, организаций и учреждений, выполняющих землеустроительные, землеоценочные, геодезические работы, представители местных администраций и преподавательских коллективов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов землеустроительной и геодезической направленности – Донецкого национального технического университета и Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. По сложившейся в Госкомземе ДНР практике проект Методических рекомендаций направлялся в территориальные органы Госкомзема ДНР для предварительного рассмотрения и анализа, внесения предложений и замечаний к ним.
Методические рекомендации разработаны на основании Конституции Донецкой Народной Республики, законов и нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, затрагивающих данную сферу правового регулирования. Также при разработке Методических рекомендаций учтены нормы Земельного кодекса Украины, законов Украины «О землеустройстве», «Об оценке земель», «О государственной экспертизе землеустроительной документации», Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 23.03.1995 г. № 213, Порядка нормативной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденный совместным приказом Госкомзема Украины, Минагрополитики Украины, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Украинской академией аграрных наук от 27.01.2006 № 18/15/21/11 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 05.04.2006 под № 388/12262), Инструкции об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплении межевыми знаками, утвержденной приказом Госкомзема Украины от 18.05.2010 № 376 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16.06.2010 под № 391/17686), в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и Временным порядкам.
С текстом «Методических рекомендаций о порядке обмена нераспределенных (невостребованных) земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства на равноценные земельные участки из земель запаса государственной или муниципальной собственности для государственных нужд и изменению целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности физических и юридических лиц» заинтересованные лица могут ознакомиться на официальном сайте Госкомзема ДНР.
Для справки: До провозглашения Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики и принятия Конституции Донецкой Народной Республики согласно законодательства полномочиями по принятию решений об изменении целевого назначения земельных участков, которые находились в частной собственности физических и юридических лиц, а также о выделении в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) и обмене нераспределенными (невостребованными) земельными участками -земельными долями (паями) были наделы в границах населенных пунктов – соответствующие сельские, поселковые и городские советы, за границами населенных пунктов – районные государственные администрации.
В соответствии с Указами Президента Украины от 10.11.1994г. №666/94 «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства», от 03.12.1999г. № 1529/99 «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» желающие члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и акционерных обществ имели право получить бесплатно в частную собственность земельную долю (пай) в натуре (на местности), удостоверив свое право государственным актом на право частной собственности на землю.
На территории Донецкой Народной Республики право на земельную долю (пай) приобрели свыше 237 тыс. граждан, из них за период проведения реформы свыше 228 тыс. граждан (96,2%) реализовали свое право на получение земельной доли (пая) в натуре (на местности), удостоверив право на земельные участки государственными актами на право частной собственности на землю. На территории, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики, право на земельную долю (пай) приобрели свыше 67 тыс. граждан, из которых более 64 тыс. гражданам (95,5%) – выделены земельные участки в натуре (на местности) и выданы государственные акты на право частной собственности на землю.
Основным документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай), согласно Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», применяемого согласно части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики, является сертификат на право на земельную долю (пай). Также документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются: свидетельство о праве на наследство; удостоверенные в установленном законом порядке договоры купли-продажи, дарения, мены, к которым прилагается сертификат на право на земельную долю (пай); решение суда о признании права на земельную долю (пай).