Специалисты Госкомзема ДНР приняли участие в совещании для предпринимателей г. Мариуполя
Представители Госкомзема ДНР 20 мая приняли участие в совместном совещании с уполномоченным по защите прав предпринимателей при Главе ДНР, представителями Администрации Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики, министерств Донецкой Народной Республики, Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики для предпринимателей г. Мариуполя и ответили на вопросы предпринимателей, относящиеся к компетенции Госкомзема ДНР:
Какой порядок получения земельного участка в аренду (для бизнеса)?
Порядок предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам для осуществления коммерческой деятельности в постоянное (бессрочное) пользование и в аренду, в том числе сроки рассмотрения ходатайств, согласование проектов землеустройства по отводу земельных участков, полномочия органов исполнительной власти и местных администраций по распоряжению землями государственной и муниципальной собственности, урегулированы Временным порядком предоставления в постоянное (бессрочное) пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-15 (далее – Временный порядок 17-15).
Полномочия органов исполнительной власти и местных администраций по распоряжению землями государственной и муниципальной собственности Правительство Донецкой Народной Республики распоряжается землями государственной собственности на территории районов Донецкой Народной Республики, за границами административно-территориальных единиц, не входящих в состав определенного района, за границами населенных пунктов, временно включенных в зону ответственности и влияния городов республиканского значения Донецкой Народной Республики, или в случае, когда местная администрация района не создана:
представленными пашней и многолетними насаждениями для несельскохозяйственных нужд;
лесами из земель лесохозяйственного назначения, землями историко-культурного назначения, землями природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения (особо охраняемых природных территорий), землями оздоровительного и рекреационного назначения, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, охраной культурного наследия, природоохранной, оздоровительной, рекреационной деятельностью соответственно;
землями обороны.
Государственный комитет по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики (Госкомзем ДНР) — орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществления землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии распоряжается землями государственной собственности сельскохозяйственного назначения:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – юридическим лицам – крестьянским (фермерским) хозяйствам; главам крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированным в качестве физических лиц — предпринимателей;
для ведения товарного сельскохозяйственного производства – юридическим лицам — сельскохозяйственным предприятиям и государственным сельскохозяйственным корпорациям; физическим лицам, зарегистрированным в качестве физических лиц — предпринимателей;
для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства – сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям, учебным организациям высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательным школам.
для ведения подсобного сельского хозяйства – несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям физических лиц;
для размещения инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции.
Администрации городов республиканского значения Донецкой Народной Республики распоряжаются:
землями государственной и муниципальной собственности в границах городов республиканского значения, сел и поселков, которые находятся в их административном подчинении, а также населенных пунктов, временно включенных в зону ответственности и влияния для всех нужд;
землями государственной собственности в городах, которые находятся в их административном подчинении, для всех нужд и за границами административно-территориальных единиц, не входящих в состав определенного района, и за границами населенных пунктов, временно включенных в зону ответственности и влияния, или в случае, когда местная администрация района не создана, для всех нужд, кроме случаев когда распоряжение землями относится к полномочиям Правительства ДНР и Госкомзема ДНР;
нераспределенными (невостребованными) земельными участками, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями, находящимися в собственности физических и юридических лиц, на территории соответствующих административно-территориальных единиц, а также за границами административно-территориальных единиц, не входящих в состав определенного района, и за границами населенных пунктов, временно включенных в зону ответственности и влияния, или в случае, когда местная администрация района не создана.
Администрации районов республиканского значения Донецкой Народной Республики распоряжаются:
землями муниципальной собственности для всех нужд, кроме случаев, когда распоряжение землями относится к полномочиям администраций городов районного значения, которые находятся в административном подчинении районов и городов республиканского значения;
землями государственной собственности в границах городов районного значения и населенных пунктов, которые находятся в их административном подчинении, для всех нужд и за границами населенных пунктов на территории соответствующих административно-территориальных единиц для всех нужд, кроме случаев когда распоряжение землями относится к полномочиям Правительства ДНР и Госкомзема ДНР;
нераспределенными (невостребованными) земельными участками, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями, находящимися в собственности физических и юридических лиц, на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
К землям государственной собственности относятся все земли за границами населенных пунктов, кроме земель, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц или муниципальной собственности, также в границах населенных пунктов земли:
а) обороны;
б) под объектами недвижимого имущества государственной собственности транспорта, промышленности, связи, энергетики;
в) под объектами государственного значения природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения (особо охраняемых природных территорий), историко-культурного и оздоровительного назначения;
г) лесохозяйственного назначения;
д) водного фонда;
е) под другими объектами недвижимого имущества государственной собственности;
ж) которые находятся в постоянном, постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной власти; иных государственных органов; государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, государственных корпораций, государственных и трансграничных концернов.
Землями муниципальной собственности соответствующих сел, поселков и городов являются все земли в границах населенных пунктов, кроме земель, находящихся в государственной и частной собственности, а также земли за границами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества муниципальной собственности, а также которые находятся в постоянном, постоянном (бессрочном) пользовании органов местного самоуправления (местных администраций), коммунальных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений.
Предельные размеры земельных участков государственной и муниципальной собственности для физических лиц:
а) для ведения личного подсобного хозяйства – не более 2 га;
б) для ведения садоводства – не более 0,12 га;
в) для ведения огородничества – не более 0,3 га.
г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 га, в поселках – не более 0,15 га, в городах – не более 0,1 га,
д) для индивидуального дачного строительства – не более 0,1 га;
е) для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 га.
Максимальные размеры общей площади земельных участков для ведения фермерского хозяйства, включая земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, используемых на правах аренды, определяются наличием земель соответствующих категорий и не могут превышать 600 гектаров (статья 11 Закона Донецкой Народной Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование:
а) органам государственной власти и местным администрациям;
б) иным государственным органам;
в) государственным унитарным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным и трансграничным концернам;
г) общественным (некоммерческим) организациям, занимающимся патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой к службе в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, пропагандой здорового образа жизни; общественным (некоммерческим) организациям инвалидов и их предприятиям (объединениям);
д) религиозным организациям, уставы которых зарегистрированы в порядке, установленном законом Донецкой Народной Республики, исключительно для строительства и обслуживания культовых и иных зданий, необходимых для обеспечения их деятельности.
Юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям (зарегистрированным на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством), физическим лицам, в том числе гражданам, иностранным гражданам, лицам без гражданства земельные участки могут предоставляться в аренду.
Аренда земельного участка может быть долгосрочной — до 49 лет и краткосрочной — не более 5 лет. В случае передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения государственной или муниципальной собственности для ведения товарного сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства договор аренды земельного участка заключается на срок от 7 до 49 лет.
Договор аренды заключается по типовой форме договора аренды земельного участка (приложение 1 к Временному порядку 17-15 в ред. Постановления Правительства ДНР от 25.06.2021 № 43-4).
Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме в срок не более двух месяцев (за исключением форс-мажорных обстоятельств и независящих от сторон причин) после принятия органом исполнительной власти или местной администрацией решения о передаче земельного участка в аренду. Все экземпляры договора аренды земельного участка государственной и муниципальной собственности прошиваются, подписываются и скрепляются печатью арендодателя или каждый лист договора аренды земельного участка подписывается сторонами и скрепляется печатью арендодателя и арендатора (при наличии). Каждый лист договора аренды земельного участка, заключенного на земельные участки, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, подписывается сторонами и скрепляется печатью (при наличии). Не допускаются подписание договора аренды земельного участка с использованием факсимильного оттиска и исправления, не предусмотренные договором.
Первоочередное право на получение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения государственной и муниципальной собственности для ведения товарного сельскохозяйственного производства имеют сельскохозяйственные государственные унитарные и сельскохозяйственные муниципальные унитарные предприятия, сельскохозяйственные государственные корпорации, юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и назначенные временными администраторами по управлению имуществом, находящимся на территории Донецкой Народной Республики и принадлежащим юридическим лицам – нерезидентам, физическим лицам-предпринимателям – нерезидентам. Данная норма не распространяется на случаи возобновления (продления) договоров аренды земельных участков, а также оформления права аренды юридическими лицами, их правопреемниками или физическими лицами, их наследниками на земельные участки, ранее находившиеся на праве постоянного пользования юридического или физического лица для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского или крестьянского (фермерского) хозяйства.
Основанием для принятия решения о предоставлении разрешения на отвод земельного участка для строительства объекта является утвержденное местными администрациями по месту нахождения объекта строительства градостроительное обоснование, , которое входит в состав материалов проекта отвода земельного участка (Порядок разработки и применения градостроительного обоснования размещения объектов строительства при предоставлении и изменении целевого назначения земельных участков для градостроительных целей на переходный период, утвержденного Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 8 июня 2017 года № 160).
Решение органов исполнительной власти или местной администрации принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае:
а) предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения (за исключением предоставления земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства или крестьянского (фермерского) хозяйства);
б) формирования новых земельных участков.
Предоставление в пользование земельного участка в иных случаях (без изменения границ и площади, целевого назначения земельного участка) осуществляется на основании технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности).
Землеустроительная документация разрабатывается на основании разрешения на ее разработку, выданного органом исполнительной власти или местной администрацией
Ходатайство о предоставлении разрешения на разработку землеустроительной документации рассматривается в месячный срок.
Срок действия разрешения на разработку землеустроительной документации составляет не более года. Срок действия разрешения на разработку землеустроительной документации может быть увеличен в случае предоставления земельного участка для государственных и градостроительных нужд (новое строительство, реконструкция объектов), а также продлен (возобновлен) по решению органа исполнительной власти или местных администраций. Заинтересованное лицо имеет право обратиться в соответствующие органы исполнительной власти или местную администрацию с ходатайством о продлении (возобновлении) срока действия разрешения на разработку землеустроительной документации с обоснованием причин не подачи разработанной землеустроительной документации на утверждение в установленный срок.
Проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с:
территориальным органом Госкомзема ДНР;
структурными подразделениями местных администраций, осуществляющих государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры в городах (районах) Донецкой Народной Республики;
структурными подразделениями местных администраций, осуществляющими контроль в сфере охраны культурного наследия в городах (районах) Донецкой Народной Республики.
В случае предоставления земельного участка для строительства и реконструкции объектов проект землеустройства по отводу земельных участков также подлежит согласованию с органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Рассмотрение и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка — в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка или копии такого проекта.
Орган исполнительной власти или местная администрация в соответствии с полномочиями в двухнедельный срок со дня получения ходатайства и землеустроительной документации принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование или мотивированный отказ в его предоставлении.
Землеустроительная документация, разработанная и согласованная (согласно настоящему Временному порядку) в установленный актом о предоставлении разрешения на ее разработку срок, поданная заинтересованным лицом на утверждение в течение трех месяцев со дня окончания срока действия разрешения, подлежит утверждению без продления (возобновления) срока действия разрешения.
Стоит отметить, что с 01.07.2022 вступает в силу Земельный кодекс Донецкой Народной Республики, соответственно, Временный порядок 17-15 перестает действовать.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, вызванную, в том числе отсутствием актуальных сведений о земельных участках, Государственным комитетом по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики разработан проект Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений на освобожденных территориях Донецкой Народной Республики» (далее – проект Указа), которым урегулированы отдельные вопросы, связанные с предоставлением земельных участков на освобожденных территориях.
Проект Указа согласован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики, Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и Министерством агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной и письмом Госкомзема ДНР от 17.05.2022 № 01-28/1129/02 направлен в Правительство Донецкой Народной Республики для согласования и последующего направления в Администрацию Главы Донецкой Народной Республики в установленном порядке.
Решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о передаче юридическим и физическим лицам земельных участков в аренду (субаренду), об установлении сервитута при наличии копии решения, заверенной соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, оригинала или заверенной в установленном порядке копии землеустроительной документации, на основании которой приняты такие решения, остаются действительными в течение года, но договоры аренды (субаренды) на земельные участки заключаются в соответствии с типовой формой договора аренды земельного участка, утвержденной Правительством Донецкой Народной Республики.
Учитывая, что в Донецкой Народной Республике право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) не предусмотрено, проектом Указа предусмотрено, что решения уполномоченных органов о предоставлении земельных участков на праве пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и на праве пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) признаются решениями о передаче таких земельных участков в аренду.
Решения уполномоченных органов о предоставлении земельных участков для ведения огородничества, принятые на освобожденных территориях до вступления в силу указов Главы Донецкой Народной Республики о включении таких территорий в зону влияния и ответственности соответствующих местных администраций Донецкой Народной Республики либо создания соответствующей местной администрации, площадь которых превышает предельные размеры земельных участков государственной и муниципальной собственности для физических лиц, установленные законодательством Донецкой Народной Республики, при наличии копии решения, заверенной соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, оригинала или заверенной в установленном порядке копии землеустроительной документации, на основании которой приняты такие решения, остаются действительными в течение года и признаются решениями о передаче таких земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства для земельных участков площадью не более 2 га и для ведения товарного сельскохозяйственного производства – площадью более 2 га.
До оформления в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены здания, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, субъектами права постоянного (бессрочного) пользования, которым такие объекты переданы в оперативное управление, хозяйственное ведение, пользование, право пользования земельными участками подтверждается ранее выданными правоустанавливающими документами на земельный участок при условии, если государственная регистрация такого права была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент его возникновения.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы исполнительной власти или местные администрации вправе продлить срок рассмотрения ходатайств (заявлений) о предоставлении разрешений на разработку землеустроительной документации лиц, заинтересованных в получении в пользование земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности на освобожденных территориях, установленный земельным законодательством Донецкой Народной Республики, для получения необходимых сведений об испрашиваемых земельных участках, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения лиц, подавших ходатайство (заявление).
При отсутствии сведений об испрашиваемых земельных участках, в частности об их правообладателях, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы исполнительной власти направляют ходатайства (заявления) о предоставлении разрешений на разработку землеустроительной документации с приложенными к нему документами и материалами в соответствующую местную администрацию для принятия решений о представлении разрешений на разработку землеустроительной документации на земельные участки всех категорий в порядке, предусмотренном земельным законодательством Донецкой Народной Республики для передачи неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, о чем уведомляют лиц, подавших ходатайства (заявления).
Неиспользуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, подсобного, фермерского и личного крестьянского хозяйства, а также незастроенные земельные участки, представленные сельскохозяйственными угодьями, предоставленные для иных целей, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, могут по их письменному согласию передаваться местными администрациями в аренду для целей, связанных с ведением сельского хозяйства, без права строительства зданий, сооружений и посадки многолетних насаждений на срок не более 3 лет, о чем указывается в договоре аренды земельного участка.
В случае невозможности установить местонахождение собственников земельных участков, а также их наследников, правопреемников и уполномоченных лиц местные администрации опубликовывают на официальном сайте Правительства Донецкой Народной Республики и официальных сайтах местных администраций информацию о неиспользуемых земельных участках, которые местные администрации, в соответствии с их полномочиями, имеют намерение передать в аренду. По истечению двухмесячного срока, в случае отсутствия официальной информации от собственников земельных участков, а также их наследников, правопреемников и уполномоченных лиц, принимаются соответствующие решения местной администрацией о передаче заинтересованному лицу (арендатору) земельного участка в аренду для целей, связанных с ведением сельского хозяйства.
Перезаключаются ли действующие договора аренды земли, на каком условии и на какой срок?
Законом Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)», вступившим в силу 25.12.2016, установлено, что вещные права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу настоящего Закона и приобретенные способом, не противоречащим законодательству Донецкой Народной Республики, признаются действительными и не подлежат обязательной государственной регистрации в органах государственной регистрации прав, в частности при условии, если государственная регистрация вещных прав была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения.
Документы, подтверждающие возникновение, переход, прекращение вещных прав на недвижимое имущество, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления Украины с 11 мая 2014 года и до 31 декабря 2016 года подлежат обязательной легализации межведомственной комиссией при Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики. Документы, подтверждающие возникновение, переход, прекращение вещных прав на недвижимое имущество, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления Украины после 31 декабря 2016 года являются недействительными. (Пункт 1 Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-3 «О признании недействительными действий нотариусов, органов государственной власти и органов местного самоуправления Украины в отношении вещных прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики»)
С целью урегулирования отдельных вопросов в сфере земельных отношений, в частности касающихся прав на земельные участки (право собственности, аренда и др.), на освобожденных территориях, ранее временно находившихся под контролем Украины, Госкомземом ДНР разработан проект Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений на освобожденных территориях Донецкой Народной Республики», который согласован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики, Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики, Министерством агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики и 17.05.2022 направлен в Правительство Донецкой Народной Республики для рассмотрения, согласования и последующего направления в Администрацию Главы Донецкой Народной Республики.
Данным проектом Указа предусмотрено, что вещные права на земельные участки (в том числе право аренды, субаренды, эмфитевзиса, суперфиция), расположенные на освобожденных территориях, возникшие до вступления в силу указов Главы Донецкой Народной Республики о включении таких территорий в зону влияния и ответственности соответствующих местных администраций Донецкой Народной Республики либо создания соответствующей местной администрации, государственная регистрация которых была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения, признаются действительными и не подлежат обязательной государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением права коммунальной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные за границами населенных пунктов, переданные Государственной службой по вопросам геодезии, картографии и кадастра Украины органам местного самоуправления из земель государственной собственности, и вещных прав на земельные участки участников и членов семей погибших участников антитеррористической операции (участников боевых действий), возникших на основании решений уполномоченных органов о передаче земельных участков участникам и членам семей погибших участников антитеррористической операции (участников боевых действий).
С целью недопущения срыва посевной компании, проектом Указа предусмотрен ряд норм, направленных на недопущение неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения:
— договоры аренды, субаренды земельных участков сельскохозяйственного назначения и договора эмфитевзиса, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, являются основанием для использования земельных участков по целевому назначению субъектами хозяйственной деятельности юридическими лицами на срок до окончания полевых работ по уборке урожая;
— в случае неисполнения арендаторами земельных участков — субъектами хозяйствования — обязанностей по государственной регистрации и внесению сведений в Единый государственный реестр юридических и физических лиц – предпринимателей в соответствии с пунктом 1 Указа Главы Донецкой Народной Республики от 09.03.2022 № 58 «О регистрационных действиях, проводимых в отношении юридических лиц, зарегистрированных на освобожденных территориях, временно находившихся под контролем Украины, и физических лиц, проживающих на таких территориях», прекращение аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, за исключением назначения временного администратора по управлению имуществом, находящимся на территории Донецкой Народной Республики и принадлежащим юридическим лицам нерезидентам, физическим лицам-предпринимателям нерезидентам, предусмотрен односторонний уведомительный отказ арендодателя от договора аренды такого земельного участка без возмещения убытков арендатору;
— возможность использования неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения их собственниками и землепользователями и др.
Учитывая отсутствие в Госкомземе ДНР и его территориальных органах актуальных сведений о правообладателях земельных участков (в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» с 2013 года государственная регистрация вещных прав на земельные участки осуществлялась органами государственной регистрации прав Министерства юстиции Украины; сведения о зарегистрированных вещных правах поступали в Национальную кадастровую систему в порядке электронного взаимодействия и централизовано хранились на серверах в г.Киеве) проектом Указа предусмотрено, что правообладатели земельных участков, зарегистрировавшие вещные права на земельные участки (в том числе право аренды) до вступления в силу указов Главы Донецкой Народной Республики о включении освобожденных территорий в зону влияния и ответственности соответствующих местных администраций Донецкой Народной Республики либо создания соответствующей местной администрации, в течение шести месяцев со дня вступления в силу таких указов, обязаны предоставить в соответствующий территориальный орган Госкомзема ДНР копии документов, подтверждающих зарегистрированные вещные права на такие земельные участки, с приложением копий договоров, на основании которых осуществлялась государственная регистрация вещного права, извлечений из Государственного земельного кадастра о земельном участке и землеустроительной документации, являющейся основанием для внесения сведений в Государственный земельный кадастр (при наличии), с предъявлением их оригиналов.