В Общественной Палате Донецкой Народной Республики состоялись слушания по обсуждению проекта Земельного кодекса Донецкой Народной Республики
26 апреля текущего года по инициативе Общественной Палаты Донецкой Народной Республики прошли общественные слушания, посвященные обсуждению проекта Земельного кодекса Донецкой Народной Республики. В мероприятии помимо членов Общественной Палаты Донецкой Народной Республики также приняли участие представители Государственного комитета по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики, Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, Совета адвокатов Донецкой Народной Республики, Нотариальной Палаты Донецкой Народной Республики, Общественных движений «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс», Молодежного парламента Донецкой Народной Республики.
Открывая заседание, заместитель председателя Общественной Палаты Донецкой Народной Республики Екатерина Мартьянова отметила, что разработанный проект Земельного кодекса Донецкой Народной Республики заменит Земельный кодекс Украины, действовавший до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики и применяемый в части не противоречащий ей, а также Временный порядок предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2016 №17-15.
Она также добавила, что после принятия Земельного кодекса Донецкой Народной Республики устранятся некоторые правовые коллизии в сфере земельных отношений, которые возникли после принятия Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики в июле прошлого года.
«В законопроекте нет сложных понятийных конструкций, четко прописаны права и обязанности субъектов земельных отношений, порядок владения, пользования, распоряжения земельными участками, привилегия на безвозмездное пользование землей, нормы по реализации инвестиционных проектов. Включена также статья об общественном контроле, когда объединения граждан могут контролировать соблюдение земельного законодательства», — сказала Екатерина Мартьянова.
С подробным докладом о некоторых положениях законопроекта выступил перед присутствующими депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики – заместитель Председателя Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по сельскому хозяйству и земельным ресурсам Юрий Леонов.
В частности, он отметил, что перед Комитетом Народного Совета по сельскому хозяйству и земельным ресурсам Донецкой Народной Республики стояла «задача создания максимально эффективного нормативного правового акта, понятного для всех, нормы которого разработаны согласно принятому курсу на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации, а также с учётом особенностей Республики. В процессе работы над заключительными и переходными положениями проекта закона был изучен опыт Автономной Республики Крым, частично имплементирован механизм перехода от одной законодательной базы к другой на примере Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Он также добавил, что в законопроекте отражены все вопросы, требующие законодательного регулирования в сфере земельных отношений, а разработанный законопроект является по своей сути реформой земельного законодательства. При этом Кодекс позволит систематизировать и упорядочить отношения в сфере использования и охраны земельных ресурсов, прибрежных территорий, недр, особо ценных земель и является объемным по своему содержанию.
Заканчивая свое выступление Юрий Леонов добавил, что «принятие данного законопроекта позволит упорядочить правоотношения в сфере использования и охраны земельных ресурсов, что, в свою очередь, будет способствовать утверждению Донецкой Народной Республики в качестве правового государства».
Далее в ходе общественных слушаний были заслушаны выступления участников, высказывавших свои конструктивные замечания и предложения.
Обсуждение законопроекта началось с выступления члена Общественной Палаты Донецкой Народной Республики Олега Балыкина. Он отметил, что в законопроекте верховенство республиканского законодательства должно превалировать над нормами международного права. Однако в нем есть нормы, которые регламентируют, что международные акты в определенных условиях имеют превалирующее значение над нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Он также добавил о необходимости структурирования документа – введения глоссария или отдельных дефиниций с целью понимания гражданами понятий, связанных со сферой земельных отношений, поскольку зачастую обыватели толкуют законы или подзаконные акты в свою пользу. Также в связи с тем, что документ очень многогранный, он имеет массу отсылочных норм, поэтому не совсем удобный для применения.
По его словам в законопроекте не четко прописаны отдельные положения, так как нормы Земельного кодекса не должны вступать в противоречия с базовым документом – Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики по вопросам имущественных отношений. Также недостаточно определены полномочия органов местного самоуправления в контексте разработки муниципальных программ или программ местных органов власти, не четко прописаны также участники земельных отношений, как церкви и общественные объединения. Эти нормы требуют доработки.
Со своими замечаниями также выступила советник руководителя Центрального исполкома Общественного движения «Донецкая Республика» Елена Радомская. Она отметила, что в законопроекте употребляется понятие Государственного реестра прав, что противоречит понятию Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, определенному в Законе Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)». Эта коллизия может создать гражданам определенные сложности в реализации их прав на земельные участки. Также остаются вопросы использования, обработки и передачи в аренду земель в так называемой «серой зоне». Большое количество граждан постоянно обращается с данным вопросом во время выездных приемов проекта «Правомобиль» Общественного движения «Донецкая Республика». Заканчивая выступление, Елена Радомская рекомендовала направить проект закона на антикоррупционную экспертизу в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
Представители Совета адвокатов Донецкой Народной Республики высказали предложение о признании действующими документов на земельные участки физических лиц с истекшим сроком аренды, и которые пользуются ними по факту, до момента их переоформления. Также они предложили урегулировать вопросы, связанные с признанием земельных участков бесхозными в случае, если их собственник долгое время не появляется на территории Республики, для передачи их в государственную собственность.
Председатель Госкомзема ДНР Наталья Сигитова обратила внимание присутствующих на то, что нормы законопроекта существенно отличаются от норм земельного законодательства, действовавшего до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, начиная от категорий земель и прав на земельные участки, в частности, вводится такое право, как безвозмездное пользование земельными участками, так как при их разработке за основу приняты нормы земельного кодекса Российской Федерации. Как положительный можно отметить такое нововведение, как право публичных сервитутов, устанавливаемого по решению органов исполнительной власти и местного самоуправления, наделенных такими полномочиями. Также отмечено, что в отличие от целевого назначения земельного участка вводится такое понятие, как разрешенное использование земель, являющееся более емким, что также окажет положительное влияние на земельные отношения.
Вместе с тем, обратила внимание присутствующих, что отдельные положения имплементированные из Земельного кодекса Российской Федерации могут остаться нерабочими, так как требуют эволюционного развития законодательства, в том числе связанного с переходом от ранее существующей законодательной базы, наличия достаточного для их внедрения условий, что подтверждается и опытом Российской Федерации и опытом Республики Крым на примере Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных отношений и земельных отношений на территории Республики Крым», в который при наличии необходимого институционального обеспечения 25 раз вносились изменения, связанные с переходным периодом от ранее существовавшей законодательной базы и практического применения.
Таким образом, не следует опасаться внесения изменений в Земельный кодекс после его принятия, ведь закон как «живой организм», которому свойственно оперативно реагировать на существующие реалии. При этом рабочей группой, в том числе специалисты Госкомзема ДНР, старались учесть все нюансы во время работы над законопроектом и особое внимание уделили разделу, посвященному переходным положениям.
Подводя итоги заседания Екатерина Мартьянова отметила, что по итогам общественных слушаний все предложения и замечания будут переданы на рассмотрение в профильный Комитет Народного Совета Донецкой Народной Республики, после чего отправятся на доработку.
Для справки: проект Земельного кодекса, работа над которым Комитетом Народного Совета по сельскому хозяйству и земельным ресурсам Донецкой Народной Республики при участии представителей Государственного комитета по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики, Министерства аграрной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, Генеральной Прокуратуры Донецкой Народной Республики, Верховного суда Донецкой Народной Республики ведется с февраля 2019 года, состоит из 29 разделов, 169 статей и объемом более трехсот страниц.